| Все из нас сталкивались с уходом знакомых из проекта. Для многих это событие имеет очень неприятный и болезненный характер, как, впрочем, и для меня. Особенно неприятно, когда проект не просто покидают, а переходят в другие онлайн-игры. На подсознательном уровне это расценивается как предательство, как будто человек безвозвратно изменился, и вернуть обратно того до боли знакомого напарника по пещерам, а то и друга в жизни уже не представляется возможным. Ведь уходя из проекта, человек (именно человек, а не персонаж, в данном случае), оставляет не только привычный блок-удар, острую грань и медитацию, а оставляет он друзей и | социум, в котором многие привыкли к нему, и в его отсутствие чувствуют нехватку чего-то, иногда так и не поняв, что это за чувство. В мире современных технологий, чтобы быть другом человеку, не обязательно жить с ним в одном городе, и даже не обязательно встречаться в реале. Порой так тяжело бывает выкинуть из своей жизни тех привычных персонажей, пусть и частично выдуманных. Подсознание отказывается оправдывать таких людей, внутри живет обида и непонимание происходящего, особенно когда при встрече в ином пространстве человек может сказать «И даже говорить об этом БК не хочу». Так чем же обижает людей этот проект? Почему, играя в него по три, пять лет, они вдруг в один миг разворачиваются и уходят, не оглядываясь, не только к другим игровым процессам и более совершенной графике, а к конкурентам так долго любимого проекта, в который вложено столько времени и сил. Почему не жаль потерять то, что так долго привычно их окружало. Они зовут нас с собой, и при отказе машут на тебя рукой «да, мол, ты чего; да не прав ты; ну и не надо, сам потом перейдешь; да бросишь все равно, нечего там ловить». Не будем создавать этим людям оппозицию и кричать вслед «предатели». Давайте выясним, какие причины приводят к таким довольно плачевным последствиям и массовой утечке онлайн-геймеров в другие проекты.
| К сожалению, с такой неприятной ситуацией пришлось столкнуться и мне. Два человека, хорошие приятели, которые открыли для меня БК, стали все реже и реже посещать проект. Получив возможность встретиться с ними в реале я решила выяснить, какие же факторы побудили их на уход из проекта, почему они не хотят возвращаться, и чего по их мнению недостает БК. Встретились мы в довольно непринужденной атмосфере уютной кафешки. После продолжительной беседы о том, что изменилось в реале со дня нашей последней встречи, мы перешли непосредственно к переменам виртуальным. Первым и основным ответом на этот вопрос было – «не интересно, некуда расти». | | Да, действительно, игра в БК после 8-9 уровня, требует каких-никаких, но вливаний реальных денег в проект. В противном случае у игрока отсутствует возможность реального заметного невооруженным глазом роста. Пещеры вырыты, 9 уровень взят. Появляется значительное количество дополнительных статов или умений, а в бою ты все равно «мясо», если на тебе нет екрового шмота, обкаста и других благостей мира сего виртуального. Есть множество альтернативных методов и способов заработка, однако на данный момент в БК они очень емки и отнимают довольно большое количество времени. Именно с этой проблемой и начали изначально борьбу руководители другого онлайн-проекта, в который ушли ребята – BReM [9] и Неспящая краса [9]. Конечно, рассмотреть все РПГшки нам будет тяжело, мы это сделаем на примере одной игры, название которой мы упоминать не будем. Именно в эту игру ежегодно, ежемесячно, да что там, ежедневно уходят люди. Ну, обо всем по порядку.Проблема первая. Вливание реала. Эта проблема не нова, и мы не открыли Америку, включив её в список главных «болевых точек» Бойцовского клуба, ведь она уже не первый год занимает собой сотни БКшных умов. Является ли БК игрой для состоятельных людей, или же в неё может играть и подросток? Безусловно, состоятельные люди могут позволить себе отдыхать подобным экзотическим способом, вливать евро, и быть спокойными, что если завтра на Централке к тебе пристанет какое-нибудь быдло, ты сможешь дать ему отпор! - посмеялись? Вливание екр не дает никаких гарантий. И мы в этом сто раз убедились. Но разговор сейчас не об этом. Все же кое-какие преимущества такой персонаж имеет. Но как показывает статистика, состоятельные люди составляют менее 10% населения, и если БКшный социум будет состоять только из таких людей – это конечно хорошо, и даже приятно, - но это утопия, которая вряд ли сможет существовать в чистом виде. Игрокам с невысоким заработком, а особенно во времена свирепствующего кризиса, тяжело существовать в БК, а тем более повышать уровень своего персонажа. Есть небольшой процент лекарей, проводников и представителей аналогичных профессий, которые могут позволить себе висеть в БК по 7 часов в сутки. Но если ты представитель «среднего» звена и, придя с работы, хочешь поиграть пару часиков – проект БК вряд ли улыбнется тебе белозубой голливудской улыбкой, он скорее с лицом зомби-Луки откусит тебе пол-голяшки, оставив наедине с разодранными штанами. А людей среднего звена больше всего, и в игре для них отсутствует возможность роста и развития. В альтернативных проектах на эту проблему было обращено значительное внимание. И в том же «Стороннем проекте» человек может играть, не вкладывая в своего персонажа реальных денег, так как понятие аналогичное «екру» отсутствует, и игровая валюта едина. За неё покупаются все вещи, а реальные деньги обналичиваются именно в неё. Также рост отсутствует для тех, кто уже достиг «потолка», то есть получил максимум опыта на 11 уровне. Не каждого остановит множество приятелей, особенно если для человека важен игровой драйв. Проблема вторая. Игровой драйв. Сказать, что в БК полностью отсутствует игровой драйв, конечно, нельзя. Но присутствующий тут драйв все время пытаются задавить, одеть в камуфляж и всячески замаскировать. И чем выше становится уровень персонажа, тем меньше становится драйва в игре. До восьмого уровня, как показала практика, играть интересно: вокруг тебя куча незнакомых людей, групповые и хаотичные бои, толпы желающих пробежаться по каналке. Но стоит преодолеть «заветную» восьмерку, и постепенно вокруг формируется привычный круг из друзей и недругов. Ты уже знаешь, от кого чего ожидать, кто кого купил и продал, и историю не только их персонажей, но и личной жизни. Отсутствие на старших уровнях квестов (помимо пресловутых пещер, которые у большей части уже вырыты) толкает людей к ковырянию друг в друге, выдумке каких-то своих собственных «увеселительных программ», которые не только не добавляют интереса к игре, но часто и наоборот, убивают его как таковой. Целесообразно было бы придумать, пусть и типовые, квесты. Тогда персонажи, достигнув потолка, не уходили бы в другие проекты, а держались бы на выполнении квестов. Ведь групповые и хаотичные бои для персонажей 10-11 уровня настоящая проблема. Тут и падение базового опыта, и хаос, если модераторы обнаружат бои в одном и том же составе персонажей. Проблема третья. Социальное неравенство. Действительно, присутствие артов – это хорошо. Но хорошо для тех, кто может их себе позволить. Остальные же игроки могут из-за этого чувствовать свою неполноценность. Эта проблема напрямую пересекается с первой – вливанием екр и отсутствием такой возможности (или попросту желания) у определенных людей. Если взглянуть на эту проблему со стороны артовика и екровика – вливание реальных денег должно приносить значительное преимущество. Чего тоже качественно не наблюдается. Конечно, проповедовать тут коммунизм и модели общего социального равенства бессмысленно. В данном случае оптимальным является выбор определенной политики и решение либо за сторону состоятельного социума, либо же общей доступности. Как говорила моя соседка тётя Зина, «сесть одними ягодицами на два…». В общем, не важно. Кстати, не лишним будет упомянуть, что BRemу глубоко непонятно, почему бы не сделать перераспределения у алхимика бесплатными. Ведь это спровоцирует и вытащит наружу так характерную любому человеку любознательность и заставит «пробовать» новые комбинации статов, а следовательно, покупать новую одежду. И, конечно же, нужно не забывать о привилегированных слоях БКшного общества, «значконосителях», которым все можно и ничего за это не будет. Проблема четвертая. Элемент неожиданности. Скорее всего, он является сопутствующим и вытекающим из проблемы второй – игрового драйва – то есть квестов. Единственный элемент неожиданности, который мне удалось вспомнить – это при расплавлении вещей в руны. Хотя это, наверное, больше не неожиданность, а любопытство и здоровый интерес. А как же сундук с чеком на 400 кр в Бездне? - спросите вы. Этот чек, как тот суслик из ДМБ: никто его не видел, а он есть. То ли дело, если бы на тебя из-за угла тигр выпрыгнул, и убив его, ты мог получить вещь, или кред, или руну. Или, шагая по Страшилке, мог бы найти то, что потерял случайный прохожий, или же при переходе по пескам Санда по невнимательности свалиться и потянуть себе ногу. Нет, все привычно, знакомо и размеренно. Никаких неожиданностей. Проблема пятая. Двойственная законодательная база. Болезненная проблема – хором вам скажет строй рогатых красавцев. Ведь действительно, ну на кой сдались две противоборствующие модерирующие структуры? Многие на языке мозоли натерли, не уставая повторять на форуме об этом недочете. И они правы, ведь различие в законах бывает настолько значительным, что даже страшно подумать, а не то что сориентироваться. Конечно, можно выучить все эти законы, но тогда надо перед регистрацией потратить две недели на эти мероприятия, потому что Конституцией БК являются законы, которые мы «читаем» перед регистрацией. Но есть ещё огромное количество «законов и нормативных актиков и подактиков» на сайте паладинов и тарманов, которые нередко дают разные цифры, если не противоречат друг другу. Если человек закоренелый житель одного из городов, то ему будет просто справиться с этой проблемой – учи законы тех, под чью юрисдикцию ты попадаешь. А если я летаю по городам? А если власть переменится? Ведь наказание может следовать через значительне время после совершения нарушения. Ну а как же друзья, товарищи, приятели? – этот вопрос так и вертелся на языке. Валя не задумывалась над ответом: все друзья есть в аське, а добрая половина БКшников тоже перешла в другой проект ( Будай [11], ЭльдарБек [10], Злой Короед [10], Паштетина [10], lyksor [10] и пр.). Как оказалось, друзья-то и позвали её зарегистрироваться в «Стороннем проекте», когда в БК ей стало неинтересно. Хотя удалять персонажей супруги не хотят по Валиной инициативе – персонаж стал как бы сувениром, да и иногда можно зайти, чтоб поздороваться с сокланами и знакомыми по игре. На вопрос, вернутся ли они когда-нибудь в игру, оба отвечают однозначно - нет. Макс говорит о проекте с улыбкой, воспоминания, связанные с БК , вызывают у него бурные эмоции. Валю же разговорить по поводу БК куда сложнее, ведь она жалеет о вложенных в проект средствах, и считает, что эти вложения были неоправданны и глупы по своей сути. Они не принесли ожидаемого результата.
| |
Нельзя заставить человека играть в то, что ему уже неинтересно, безразлично и не нравится. Как бы ни хотелось обратного. Мир БК не идеален и, как любой другой, имеет в себе недостатки, некоторые из которых все же заслуживают внимания и тщательного их рассмотрения. Однако, уже сегодня Администрация идет навстречу пользователям: создание более красивых интерфейсов городов, отмена закона «О денежно-вещевой прокачке», увеличение курса кр. к екр. В свое время многие отказались от проекта из-за отмены передач до 8 уровня. Некоторые пошли по ссылкам «халява». Многие из «халявных» на тот момент проектов сейчас стали платными. Ведь вполне разумно - чтобы перетянуть людей в свой проект из другого, нужно создать преимущества и качественно стимулировать аудиторию. А когда данная стратегия дает видимые результаты, можно начинать выжимать из игроков материальные ресурсы. Понятно, как ясный день. БК существует уже много лет, а проекты, в которые уходят, совсем молодые. Этим и объясняется их дешевизна и наличие неожиданных игровых моментов. Впоследствии этот красивый молодой проект может стать гораздо хуже и скучнее. Стоит ли размениваться по мелочам? Решать вам. Всегда ваша, Света Темникова [9] |